Гринье, семья цирковых артистов. Родоначальница - Елена Николаевна (20.1.1891-7.3.1933). Из семьи известных балалаечников Гурских. Играла на различных музыкальных инструментах, обладала хорошим голосом, исполняла ведущие роли в пантомимах и скетчах, танцевала; работала как балетмейстер. С 1920 выступала с мужем — Михаилом Ивановичем Пятецким (псевд. Мишель) (3.10.1886-15.11.1958). Был учеником, затем партнёром И. Радунского; позже — Рыжий клоун в дуэте с П. Федосеевским и др. партнёрами. В 1919—24 худ. рук. Петрогр. цирка, где осуществил ряд постановок-пантомим на революционные темы, в к-рых играл комичческие роли. Обширный репертуар Г. и Пятецкого состоял из муз. пьес, куплетов, сатирических диалогов, комических танцев.
Продолжая рассказ об
исполнителях, чье творчество связано с Киевом, необходимо рассказать и о
цирковой династии Гринье. Еще в дореволюционный период была создана
"лапотно-балалаечная” капелла Гурских, основателем которой был Н. Н.
Гурский. Выступая в цирках и на эстраде, капелла, кроме своего
"фирменного” балалаечно-песенного и плясового репертуара исполняла
пародии на модные тогда итальянские танцевальные песенки, немецкие
польки, а также разговорно-репринтные сценки на злободневные темы,
которые объединяли выступления Гурских в единую программу.
Н. И. Гурский
В этих сценках молодой сын создателя капеллы Владимир Гурский, взявший
сценический псевдоним Гринье с живым юмором и комически-серьезно
изображал неумелого, но чрезвычайно любознательного увальня, у которого
поначалу все, за что бы он ни брался, валилось из рук. Однако вскоре, к
удивлению и одобрению публики, этот деревенский недотепа начинал
извлекать музыку из бутылок, пилы, дров, да так ловко, что на глазах
зрителей превращался в настоящего музыканта - виртуоза.
Талантливая музыкантша и актриса Елена Николаевна, супруга Владимира
Гринье оказалась достойной партнершей своего одаренного мужа и вскоре,
уйдя из состава капеллы, молодые супруги Гринье создают очень интересный
разговорно-музыкальный дуэт. О выступлениях Владимира и Елены Гринье
рассказал в своих воспоминаниях артист Н. Синев, работавший в киевской
эстраде в 30-х годах прошлого века. По другой версии автором псевдонима
"Гринье” явилась Елена Николаевна (см. "Цирковое искусство России.
Энциклопедия” М., 2000 г.). Супруги Гринье с успехом выступали в
дореволюционный период в лучших цирках, кафешантанах, варьете и других
увеселительных заведениях. Позднее Елена Николаевна, разведясь с
Владимиром Гурским, вторично вышла замуж за ученика знаменитого клоуна
И. Радунского - коверного клоуна Мишеля (Пятецкого). Так возник
эксцентрический номер "Гринье и Мишель”, сразу ставший популярным.
Владимир Николаевич Гурский продолжал выступать со своим номером
"Музыкальная эксцентрика” - играл на пилах, метлах, бутылках и т. д. и
вести комические диалоги уже с новой партнершей.
В 20-30 гг. дуэт Гринье и Мишель выступал в Киевском цирке - артисты
играли на различных музыкальных инструментах, танцевали, пели. Елена
Николаевна одновременно выступала и со своей сестрой Марией - женой
музыкального клоуна Константина Танти.
Актерские способности и профессию унаследовала дочь Михаила и Елены
Гринье - Тамара Михайловна. Дома маленькая Тамара получила первые уроки
музыки, которые преподал ей отец (семилетняя девчушка уверенно исполняла
сложную "Венгерскую рапсодию” Ф. Листа), участвовала и в пантомимах,
поставленных в цирке отцом. Затем вошла в номер родителей -
аккомпанировала на пианино во время исполнения ими куплетов. Позднее
окончила Консерваторию, балетную школу, стала пианисткой и композитором,
сохранив, однако, связи с цирковым искусством.
Так, в 1935 году Тамара Михайловна написала музыку для акробатического
номера Писарницких "Веселые моряки”, под которую артисты выступали в
течение 20 лет. Талантливая исполнительница и композитор помогла
оформить музыкальное сопровождение номеров мастеров конной дрессуры
Котовой и Ермолаева, а также дрессировщиков медведей Безано и многих
других. Муж Тамары Михайловны В. С. Саргун - цирковой артист, работавший
с номерами "музыкальная эксцентрика” и "жонглер-эквилибрист”.
Тамара Михайловна Гринье
Дочь Тамары Михайловны Елена (Леля) Гринье и внучка (дочь Елены Гринье)
Тамара Борисовна Гринье (4-е и 5-е поколение цирковой династии)
сохранили преемственность поколений, связав свою жизнь и творчество с
цирковым искусством.
Вместе с мужем Елены Б. Дзгоевым они
создали в Киевском цирке номера в жанре музыкальной эксцентрики -
"Музыкальный киоск”, "Урок музыки” и "Музыкальный сувенир” (последний
был включен в программу Украинского коллектива). Номер представляет
собой сценку встречи русской девушки и парубка-гуцула. Каждый стремится
произвести впечатление на партнера, чем-нибудь удивить и поразить. В их
руках самые разнообразные предметы превращаются в музыкальные
инструменты: и деревянные ложки, и стена ларька, и выстроенные в ряд
сувенирные матрешки. и колокольчики, и игрушки-петушки. В номере звучат
русские и украинские народные мелодии, которые поочередно исполняет
каждый из партнеров, соперничая с другим. мелодии исполняются на бубне,
гармошке, скрипке с одной струной, рожке. Артисты пританцовывают,
подшучивают друг над другом, соперничают друг с другом, однако музыка
объединяет, сближает молодых людей - номер приобретает своеобразную
лирическую окраску.
Музыку к этому эффектному, запоминающемуся номеру подготовила Тамара
Гринье, постановку осуществил режиссер Борис Заяц, хореографическую
часть создал Александр Зайцев, оформлением и созданием реквизита
занимались художник Л. Бриксман и главный инженер Киевского цирка М.
Бриккерман.
В пятидесятые годы в киевском цирке был создан интересный акробатический
номер-трио с участием Владимира Фоменко, Марии Галанкиной и Сергея
Белова. Об этом номере мы уже упоминали выше. Трио акробатов-вольтижеров
исполняли ряд трюков по-особенному легко и изящно. Два акробата
подбрасывали партнершу, как принято говорить в цирке, "с замка из
четырех рук” - взлетая, партнерша исполняла в воздухе заднее сальто,
пируэт-сальто, двойное сальто и приходила в руки партнеров; при
исполнения ряда прыжков Мария Галанкина опускалась в "замок из четырех
рук” на одну ногу, застывая в грациозном "арабеске”.