Главная » Статьи » Мои статьи |
Эмиграция Ещё в 1905 году актриса Московского художественного театра Алла Назимова оставила театр ради Голливуда и добилась значительных успехов: она стала звездой американского немого кино и уже через несколько лет после переезда в США владела роскошным особняком на Голливудских холмах. Однако в звуковом кино её талант не пригодился. Во всех последовавших после Октябрьской революции волнах эмиграции были и актёры. В первой волне их оказалось настолько много, что в 1936 году в Голливуде был создан профсоюз русских актёров. Многие из них, — например, Ольга Бакланова, Анна Стен, Евгения Леонтович, Николай Ратов, Фёдор Шаляпин (сын великого певца) — добились успеха в Голливуде, а Мария Успенская даже снялась (не в эпизодической роли) в культовом фильме «Мост Ватерлоо». Одним из самых востребованных российских актёров оказался бывший белогвардейский офицер Александр Волошин, который в России актёром и не был. Ныне он похоронен на кладбище студии «Парамаунт» рядом с другими знаменитостями Голливуда.[3] И наоборот, великий Иван Мозжухин Голливуду не подошёл — тот снялся только в одном фильме. Савелий Крамаров (1973) Не сложилась актёрская карьера и у Михаила Чехова: несмотря на то, что у него учились актёрскому мастерству такие будущие кинозвёзды как Ингрид Бергман, Энтони Куинн, Гарри Купер, Мэрилин Монро, Грегори Пек, сам Чехов сыграл лишь в десятке картин и один раз был номинирован на «Оскара», что явно мало для столь заметного артиста.[6][4] Позже аналогичная неудача постигла и таких звёзд советского кино как Савелий Крамаров, Олег Видов и Борис Сичкин: они снимались, но масштаб их ролей и слава оказывались несоразмерны былой яркости в СССР. Русские корни Особая когорта «русских в Голливуде» — артисты российского/советского происхождения. К ним относятся прославленные Юл Бриннер, уроженец Владивостока, Мила Йовович, уроженка Киева (дочь известной советской киноактрисы Галины Логиновой) Мила Йовович в Москве (2006) Русские корни находят у Розанны и Патриции Аркетт, Натали Вуд, Джуди Гарленд, Кэри Гранта, Леонардо Ди Каприо, Кирка Дугласа, Дэвида Духовны, Тони Кёртиса, Пола Ньюмена, Натали Портман, Стивена Сигала, Сильвестра Сталлоне, Харрисона Форда и Голди Хоун. Современность После падения «железного занавеса» в многократно возросшем общем потоке эмигрантов соответственно вырос и поток артистов. Кроме того, стал доступным и почти невозможный ранее по идеологическим причинам вариант, когда актёр снимается в голливудском фильме, не лишаясь ни гражданства, ни места работы, а потом возвращается жить и работать на родину. Однако добиться успеха в Голливуде по-прежнему удаётся лишь немногим российским актёрам. При этом, как и в советское время, закономерности между успехом на родине и успехом в Голливуде эксперты не наблюдают. Знаменитые Популярные в России Ингеборга Дапкунайте, Евгений Лазарев, Владимир Машков и Валерий Николаев востребованы и в Голливуде Машков — член Гильдии актёров Голливуда. Это, в частности, означает, что его ставка (в США) не может быть ниже $1 млн за роль. Владимир Машков (2003) Добился успеха и знаменитый в России Александр Балуев. Он сыграл лишь в трёх фильмах, но удачных по голливудским меркам. Это — боевик «Миротворец», где Александр исполнил одну из главных ролей (две другие исполнили Николь Кидман и Джордж Клуни), фильм-катастрофа «Столкновение с бездной» и драма «Доказательство жизни». В «Миротворце» специально под Балуева был переписан сценарий. От дальнейших голливудских предложений Балуев, по сведениям прессы, отказывается сам. Достаточно разборчив и Владимир Машков — например, ради своего российского фильма «Папа» он отказался от роли напарника Анджелины Джоли в «Ларе Крофт-2». Напротив, любимых россиянами Наталью Андрейченко, Елену Кореневу и Елену Соловей постигло фиаско — Соловей пришлось уйти из кинематографа вовсе, Кореневой, так как ролей для артистки не оказалось, пришлось поработать официанткой и в итоге вернуться в Россию, а Андрейченко доставались лишь эпизодические роли. Ольга Куриленко, «девушка Джеймса Бонда» в фильме «Квант милосердия» (2008) Илья (Элия) Баскин, который до эмиграции в 1976 году сыграл лишь роли второго плана в четырёх советских кинофильмах, сегодня является одним из самых успешных российских актёров Голливуда — на его счету более 70 ролей, включая «Человека-паука» или «Москва на Гудзоне», где Элия сыграл главную роль. Ещё бо́льшая удача сопутствовала в Голливуде Игорю Жижикину, который до эмиграции в 1989 году не был известен кинозрителям — он был цирковым артистом. Сейчас он снимается у Иствуда, Спилберга и Тарантино и обладает всеми материальными атрибутами успешной голливудской знаменитости, включая два дома с бассейнами в Лас-Вегасе, распределяющего его рабочий день личного менеджера и штату водителей для гостей. Стивен Спилберг назвал Игоря Жижикина «лучшим из самых плохих парней, которые у него когда-либо были».[22] Помимо большого кино, Жижикин активно снимается в рекламных роликах и получает отчисления от присутствия своего образа в другой коммерческой продукции. Так, персонаж Жижикина — главный герой одной из самых продаваемых в мире компьютерных игр «Красная угроза».Сам актёр оценивает свой успех весьма скромно: Я не ставлю себя выше кого-то. Просто мне повезло. Я — типаж. В толпе может быть много хороших актёров. Но моё лицо режиссёры выхватывают, и я пользуюсь этим. Олег Тактаров (2005) Из спорта (бои без правил) пришёл в Голливуд и Олег Тактаров — «олицетворение русского парня в Голливуде», по оценке «Российской газеты».[24] Он уехал в США в 1994 году, стал чемпионом в тяжёлом весе, а потом закончил актёрскую школе в Лос-Анджелесе и теперь снимается в кино — включая такие известные и в России голливудские фильмы как «Самолёт президента», «Давай сделаем это по-быстрому», «Вий», «Праведное убийство», где, кроме него, снимались Роберт Де Ниро и Аль Пачино. Бывшая модель Вячеслава Зайцева Наталья Алам начинала и в США как модель. Актёрское образование она получила уже в Штатах, снялась в 20 фильмах, сейчас её называют «второй Милой Йовович» и предлагают множество ролей. Проблемы Разница школ Одной из главных причин того, что таким мастерам актёрского искусства как Олег Видов и Савелий Крамаров («замечательный комик физического плана» — как раз то, что приносит успех в Америке), не удалось достичь высот в Голливуде, Илья Баскин считает как раз их сложившееся мастерство: Им не хватило эластичности в приспосабливании к новым условиям. Ведь настоящий мастер такую эластичность воспримет как самопредательство. Мне же и ещё нескольким ребятам было гораздо легче: мы были начинающими актёрами. Антон Ельчин (2009) В подтверждение своей теории приехавший в США в возрасте 26 лет[20] Баскин приводит пример ещё более успешного голливудского актёра Антона Ельчина, увезённого из России в младенчестве.[27][28] Антон — «один из самых востребованных молодых киноактёров»,[4] в свои 20 лет он успел сыграть в 20 голливудских фильмах, включая блокбастер «Терминатор: Да придёт спаситель», в новом сезоне культового сериала «Звёздный путь» Ельчин играет одну из главных ролей. Плохой язык Другим ограничивающим рост российских актёров в Голливуде важным фактором Баскин считает язык: Выученный на советском кинопроцессе, где съёмка и запись звука производятся в разное время и озвучивать роль может совсем другой артист, думал, что язык — не так уж важно. Снимусь, а звук запишет кто-то другой. Когда я узнал, что в Америке звук и изображение пишутся одновременно — это был жестокий удар. Язык, однако, я выучил довольно быстро. Правда, мой акцент вынуждал играть только иностранцев, а точнее — русских. Андрей Кончаловский (2009) На это обращает внимание и Андрей Кончаловский, имеющий значительный опыт режиссёрской работы в американском кино: Для того чтобы русские артисты выходили на международный уровень, надо, чтобы они учили язык. Я Миронову Жене сказал лет 20 назад, когда он у меня озвучивал «Ближний круг» Тома Халса: «Женя, ты — большой артист. Хочешь иметь международную карьеру? Изучай английский». «Да, Андрей, конечно, но вот если бы меня пригласили…» — ответил тогда он. Тебя никто никогда не пригласит! Сначала выучи язык, а потом будут приглашать. Я играю всё тот же характер. Для ролей чистокровных американцев у меня слишком заметный акцент. Как правило, мои персонажи — иммигранты. Валерий Николаев, впрочем, утверждает, что есть актёры, которые окончили Школу-студию МХАТ, но говорят по-английски без акцента,[34] однако Ирина Апексимова (тоже поработавшая в Голливуде) считает, что это не снимает проблемы, а лишь переводит её в другую плоскость:[35] Ксения Раппопорт (2008) Если ты теряешь свой акцент, то ты абсолютно никому не нужен, потому что ты всё равно русский актёр. А если ты русский актёр, то ты никогда в жизни не сможешь сыграть американские роли. Хочу ли я этого? Ведь в этот момент я теряю себя. Не слишком ли это большое жертвоприношение? Я испугалась, решив не рваться в тот рынок, остаться европейской актрисой. Конвейер Чёткость и расписанность голливудского съёмочного процесса оказываются для актёров советско-российской школы непривычными. «Российская газета» пишет об этом:[8] Если во множестве дублей актёр должен прийти именно на эту точку, взять своего партнёра точно за запястье и на седьмой секунде пустить слезу из правого глаза, то, как бы эмоционален он ни был и как бы ни вживался в образ — нарушать задачу нельзя. Наталья Андрейченко (2006) У нас принято на площадке натаскивать, актеры приходят «замороженные»: щас мы тут под шумочек разберёмся, текст повторим, мизансценочку простроим. Там такое невозможно… Сценарий подписывается в конце каждой страницы, попробуй изменить в этой библии хоть слово… Американские актёры — суперпрофессионалы. А русские — просто очень хорошие ребята, которые думают, что они актёры. Да, они талантливые, интересные, но к профессии это отношения не имеет. Знаете, как американские и русские актёры приходят на совещание по ролям? Американцы — с ноутбуками, блокнотами и тремя ручками. Русские — с баночкой пива. Американцы на репетиции всё делают по-настоящему. Наши обещают: «Ну это репетиция, вот потом мы дадим жару». В России актёры вынуждены сниматься в кино, играть в театре и ещё дедами морозами подрабатывать, поэтому они прилетают на съёмочную площадку, быстро говорят свою строчку и улетают. В Голливуде актёры полностью отдают себя фильму. Например, Джоли всегда присутствовала на съёмочной площадке, даже если её нет в кадре, она всё время подыгрывала Косте Хабенскому, настраивала его на нужный лад. В Америке снимать энное количество дублей — это дурной вкус. Де Ниро, с которым я работал в картине «Ложное искушение», вообще камеру не останавливает. Когда прозвучала команда «стоп!», он так удивился. Оказывается, плёнка закончилась. Каждое утро актёр получает лист, на котором всё прописано: на каком перекрёстке снимаешься, где находятся ближайший банк, аптеки, рестораны… А у нас импровизация. Сергей Губанов По мнению американского продюсера и режиссёра Михаила Файнштейна, большинство потерпевших в Голливуде неудачу российских актёров совершали одни и те же «системные ошибки» — они не уделяли должного внимания собственной раскрутке в голливудских традициях: Наши актёры считают, что, имея хорошую фактуру и школу Станиславского, работу в Голливуде всегда найти можно. Но они ошибаются. В Голливуде такое количество профессионалов, что если не заниматься раскруткой своего имени, паблисити и не «менеджерить» самого себя, ничего не будет. Нет лобби Олег Штефанко добавляет, что индивидуальных усилий в этом направлении мало:[38] Пока не будет большой организованной лос-анджелесской русской общины, вряд ли нашим что-то светит. По мнению Машкова проблема глубже: нужна не русскоязычная община, а целевая аудитория. Ситуация изменится только тогда, когда в американских кинотеатрах значительный и устойчивый сегмент зрителей будут составлять русские. Он указывает на закономерность: появились такие мексиканский и китайский сегменты — появились и соответствующие ниши в американском кинематографе.[41][13] Как отмечает обозреватель журнала «Ваш досуг» Полина Пхор, Антонио Бандерас и Сальма Хайек стали голливудскими кинозвёздами «именно тогда, когда испаноговорящее население Калифорнии увеличилось до 40 %». Шаблонирование В околоактёрской российской среде распространено мнение: если снимается фильм о России или в нём есть русские персонажи, то русские же автоматически получают преимущество при кастинге. Когда же этого не происходит, то оно воспринимается как дискриминация. Вот что пишет, например, корреспондент «Российской газеты» Сусанна Альперина: Парадокс — сегодня в Голливуде даже фильмы о России… снимаются без российских актёров. Представьте себе, что в России снимается «Гамлет». И вы — английский журналист — спрашиваете у продюсера, а почему там нет английских артистов? Что он ответит? Потому что мы снимаем это в России и на русском языке, и что тут будет делать английский артист? Ведь нет английских артистов, которые хорошо говорят по-русски. Козинцеву не пришло в голову, когда он ставил Шекспира, позвать англичан. Когда Масленников ставил «Шерлока Холмса», он взял на главную роль Василия Ливанова, а не предлагал позвать английского артиста. Родион Нахапетов (2006) Даже если американцы делают что-то русское, к примеру, снимают «Анну Каренину», они всё равно доверят это своим же актёрам и режиссёрам, чем кому-то со стороны. Харрисон Форд играет русского. Они не верят чужестранцам, которые могут… сделать роль во вкусе, который уже как-то устоялся в Штатах у зрителей. Всё это, тем не менее, не снимает вопроса о дискриминации полностью: если, скажем, нужен артист на роль пытающегося продать террористам советские ядерные боеголовки российского злодея-генерала, то приглашают Александра Балуева, Российские режиссёры и продюсеры в Голливуде Все описанные препятствия преодолимы. Пример сыгравшего папу Римского в блокбастере «Ангелы и демоны» Евгения Лазарева особенно показателен в этом смысле — ведь актёр приехал в Голливуд 56-летним мэтром, не знающим английского языка. Евгений Лазарев (1995) Что касается проблемы акцента, то Антонио Бандерасу, Пенелопе Круз, Джеки Чану, Арнольду Шварценеггеру и др. так и не удалось от него избавиться,[44] но это не помешало им стать голливудскими звёздами первой величины. По данным газеты «Новые Известия», ведущим русским актёрам уже удалось преодолеть «гонорарную дискриминацию» — их голливудские заработки не уступают заработкам их коллег-американцев.[1] Михаилу Горевому первым из российских артистов удалось сняться в «бондиане», а Константину Хабенскому — в боевике «Особо опасен» с бюджетом в $150 млн и Анджелиной Джоли в главной роли. Осенью 2009 года в прокат вышел фильм «Книга мастеров», который, возможно, положит начало тенденции, новой и для Голливуда, и для российских актёров. Это — первая русскоязычная картина кинокомпании Walt Disney.[46] Сценарий — на основе русских сказок, актёры — Ирина Апексимова, Ольга Аросева, Лия Ахеджакова, Валентин Гафт, Михаил Ефремов, Леонид Куравлёв, Гоша Куценко. Генеральный продюсер — Марина Жигалова-Озкан, глава «Уолт Дисней Компани СНГ», режиссёр — Вадим Соколовский, директор по кинопроизводству этой же компании.[47][46] Фильм снимался в сотрудничестве с голливудскими студиями и под контролем руководства компании Walt Disney. Последняя заключила со съёмочной группой контракты голливудского образца, натурные съёмки продолжались всего месяц, павильонные — полтора. И этим проектом Walt Disney не собирается ограничиваться. Мнения Самопрезентация Я до сих пор хорошо выгляжу и прекрасно держусь в седле. Олег Видов, российский и американский киноактёр. Комсомольская правда, 15 мая 2003 года. Валерий Николаев, российский и американский киноактёр. Известия, 1 декабря 2003 года. Владимир Машков, российский и американский киноактёр. ural.ru, 7 марта 2006 года. Александр Невский, американский киноактёр и продюсер. Утро.ру, 11 апреля 2008 года. Александр Невский, американский киноактёр и продюсер. Утро.ру, 11 апреля 2008 года. К нам, «капиталистическим» актёрам, относятся совершенно иначе. Несравнимые заработки, несравнимые условия. Я вам просто расскажу, чтобы вы поняли. Предположим, снимаем в павильоне. Каждому актёру предоставляется отдельная комната метров 20-25, с душем, плитой, телевизором. Стоит тахта, я могу отдохнуть. Съёмки на натуре — подгоняют длинные вагоны с тем же набором удобств. Сервис для актёров находится на высочайшем уровне. Так можно работать, правда? Савелий Крамаров, советский и американский киноактёр. Известия, 24 октября 2009 года. Валерий Николаев, российский и американский киноактёр. Известия, 1 декабря 2003 года. Игорь Жижикин, бывший советский цирковой артист, американский киноактёр. «Российская газета — Неделя», 13 августа 2004 года. Евгений Лазарев, российский и американский киноактёр. Комсомольская правда, 17 сентября 2009 года. Владимир Вдовиченков, российский киноактёр. Комсомольская правда, 23 сентября 2009 года. Михаил Файнштейн, продюсер и режиссёр, организатор программы «Паспорт в Голливуд». Российская газета, 11 марта 2010 года. Я не скрываю, что потерял славу. Всенародную любовь… Ни о чём похожем в Америке не приходится даже мечтать. Савелий Крамаров, советский и американский киноактёр. Известия, 24 октября 2009 года. Наталья Андрейченко, российская и европейская киноактриса. «Новая газета», 5 мая 2003 года. Игорь Жижикин, бывший советский цирковой артист, американский киноактёр. «Российская газета — Неделя», 13 августа 2004 года. Александр Балуев, российский и американский киноактёр. ural.ru, 7 марта 2006 года. Олег Тактаров, дважды чемпион мира по самбо, американский и российский киноактёр. Ваш досуг, 17 августа 2007 года. Родион Нахапетов, российский кинорежиссёр и киноактёр, американский кинорежиссёр. «Новые Известия», 18 июня 2009 года. http://www.memoid.ru/node/Rossijskie_aktjory_v_Gollivude | |
Просмотров: 12609 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |