Интервью с Валерием Яременко...
|
|
|
Валерий Яременко:
"Я чувствую себя вулканом, который
законопатили и забыли до лучших времен"
С любезного разрешения популярного артиста театра и
кино, ведущего одной из телепрограмм
Валерия ЯРЕМЕНКО мы с вами, читатель, находимся сегодня, 25 ноября. в его
гримерной на 3-м этаже Театра
им. Моссовета, на сцене которого идет спектакль "Двенадцатая ночь, или Все
равно что". На артисте нечто
джинсовое и меховая безрукавка с бубенчиками - костюм шута Фесте. Наготове
аккордеон. Густая каштановая
шевелюра перевязана резинкой и забрана под шутовской колпак. На
гримировальном сто лике и на стене, над
зеркалом - вылепленные из цветного пластика профильные ба-рельефчики и
маленькие скульптурные
бюсты-шаржи. их черты кажутся знакомыми. Артист готовится к выходу,
отвечает на вопросы, одновременно
прислушивается к радиотрансляции спектакля, чтобы не опоздать к своему
эпизоду, и реагирует на влетающих
в комнату и вылетающих из нее партнеров и сослуживцев. Изредка он удаляется
на сцену и вскоре
возвращается - это уже не шут Фесте, но еще и не Валерий Яременко. Бе седа
продолжается, она несет
отпечаток сиюминутного творческого перевоплощения.
- Валерий, во всех ваших ролях и выходах на сцену есть особенность, может
быть, от ражающая вашу
личность: вы и в ансам бле, и вместе с тем держитесь так, словно вы в
стороне от всех. Каково ваше
отно шение к понятию актерского ансамбля?
- Тема эта для меня болезненная. Если коротко, то я думаю, что, вероятно,
Театр им. Моссовета до конца не
стал моим театром. В последнее время мне становится больно оттого, что у
меня нет настоящих,серьезных
ролей - с судьбой, личной темой, ролей, которые раскрыли бы меня как актера
с неожиданной стороны. Я
играю считанные роли, от которых получаю какое-то удовольствие. Хотя я
благодарен своему театру, я люблю
многих его актеров, я чувствую, как замечательно относятся ко мне Борис
Владимирович Иванов, Ольга
Михайловна Остроумова, Сергей Юрьевич Юрский. Я до сих пор помню свои
ощущения, когда Сергей
Юрьевич подошел ко мне, вчерашнему студенту ГИТИСа, и сказал какие-то
добрые слова. И такие крылья мне
подарил! Сегодня он обращается со мной как с коллегой, говорит мне вещи, к
которым я прислушиваюсь. Я
очень рад, что сейчас приступил к новой работе (не в Театре им. Моссовета,
из-за суеверности не буду
рассказывать подробности), в которой встречусь с С. Юрским как с режиссером
и актером.
- Недавно вышла книга об Олеге Табакове, где приведен такой его совет:
артист должен быть всегда
наготове, должен впрок готовить для себя роли. Так он сам когда-то сыграл в
Чехословакии
Хлестакова...
- Замечательный совет, но... Расскажу вам такой случай. Когда я только
пришел в театр и увидел спектакль
"Человек как человек" М. Вайля по пьесе Брехта, я влюбился в главного
героя, которого отлично играл Валерий
Сторожик. Я тут же взял пьесу и начал самостоятельно работать над ролью. Не
заподозрите меня ни в чем
плохом, просто мне естественным казалось быть готовым к роли: а вдруг
понадоблюсь? Но когда коллега
увидел у меня на столе пьесу, мне стало стыдно и я забросил свою идею. К
сожалению, я уже привык к тому,
что вижу одни и те же лица в театральных антрепризах. Что делать молодому
актеру (я сейчас даже не о себе
говорю)? Чтобы сыграть в спектакле, на который финансисты дадут деньги,
нужно иметь имя, а чтобы
заработать имя, надо сняться в кино, а в кино в главных ролях снимаются
пять, семь, восемь человек, мы их
всех прекрасно знаем, они переходят из фильма в фильм. И получается
замкнутый круг. Однако вернемся к теме
самостоя тельного труда. Когда я получил роль Иуды в рок-опере "Иисус
Христос - суперзвезда", где главное -
уметь петь на профессиональном уровне, я стал заниматься вокалом с актрисой
театра "Летучая мышь"
Натальей Трихлеб. Надо мной посмеивались, но сегодня мне не стыдно позвать
на спектакль какого-нибудь
вокалиста: я проделал очень большую работу и даже стал уважать себя за это.
Правда, у меня была школа:
во-первых, музыкальное образование (аккордеон), во-вторых, я служил в
Ансамбле песни и пляски
Черноморского флота. Даже сейчас, когда у меня нет новых ролей, я все равно
стараюсь держать себя в форме.
И не только тело, но и душу. Может быть, не здесь, так в другом месте, в
любой час могут позвонить,
пригласить и т.д. Я не люблю, когда на сцену выходят молодые мужики (это
касается и женщин) с висящими
боками.
- Валерий, может быть, вам следует поговорить с режиссерами о ролях,
которые вам хотелось бы
сыграть? В вашем театре работает А. Житинкин, которого зовут
"режиссер-аншлаг", каждый актер у
него становится звездой...
- Значит, я не актер Житинкина. Вероятно, моя беда в том, что я не борец, я
не борюсь за свои права, за свои
мечты, но что делать: один рождается танком, другой созерцателем. Мне
всегда казалось, что я предназначен
для вторых, для третьих ролей, что я не достигну тех высот, на которые
посягают многие мои друзья, что я
всегда буду, наверно, быком, которого запрягают в плуг, и он пашет свое
поле. Вот я и стал таким быком. А,
например, Сергей Проханов, с которым я работал, успел создать свой театр, и
я поражаюсь его таланту
организовать себя и дело. Просто, наверно, звезды еще так не сошлись, чтобы
на меня ставили спектакль.
Режиссеры отдают другим первые роли, а я заполняю собой пространство,
играю, как у нас говорят,
"атмосферные" роли. Иногда я получаю новую роль и думаю: наверно, опять
"Яременко в собственном соку", и,
к сожалению, часто не ошибаюсь. Используется какая-то часть моих навыков:
"Ах, он может спеть, ах, он может
потанцевать..." Да, могу, но уверен, что могу и еще кое-что. В последнее
время я ощущаю себя вулканом,
который законопатили и забыли до лучших времен. И все-таки я верю, что
жизнь моя начнется после 40. Я еще
не родился по-настоящему как актер. Когда мне было 28, я был менее
интересен, чем сейчас. Мне иногда везет
на встречи с интересными людьми. Совсем недавно я участвовал в записи
компакт-диска со стихами Марины
Цветаевой "Лебединый стан", музыку к которому написала композитор Валерия
Беседина. Эта работа в
какой-то степени компенсирует не сыгранные мной роли. Кстати, у меня такое
предчувствие, что меня ждет
что-то настоящее в жанре музыкального театра, к чему я себя и готовлю.
Однажды Барнаульский музыкальный
театр пригласил меня сыграть роль Иуды в спектакле "Иисус Христос -
суперзвезда", который они поставили. Я
поехал, не видя спектакля, не зная никого. У меня было всего 4 часа времени
на то, чтобы хоть во что-то
вникнуть. В Барнауле я почувствовал себя премьером, познал уверенность в
себе как в человеке, который
может что-то организовать.
- Валерий, вспомните, пожалуйста, ко гда вы решили стать артистом?
- Я уже с детства знал, что буду артистом, особенно когда убедился, что не
стану ни следователем, ни
укротителем зверей в цирке, ни фигуристом, тем более что в Севастополе, где
я родился, большие проблемы с
ледовыми площадками. В школе всегда участвовал в самодеятельности и
приносил медали и почетные
грамоты. Часто не ходил на физику и математику, меня отпускали, потому что
знали: мальчик будет артистом и
сделает доброе дело. А сейчас я превратился, как говорит моя мама, в живую
легенду нашего города.
- Станиславский советовал актерам наблюдать за людьми, их привычками,
жестами, характерами и
использовать наблюдения в работе над образом. Вам это свойственно?
- Когда мы делали этюды на первом курсе, настал момент, когда Б.Г.
Голубовский при всех сказал: "С
сегодняшнего дня я разрешаю Яременко этюды на темы о животных не
показывать, он перевыполнил план на
все четыре года вперед". Я действительно увлекался наблюдениями. Считаю,
что это актеру необходимо. Иной
раз в метро уви дишь такой типаж, что, кажется, на сцене ничего делать не
надо, только повтори...
- Есть ли принципиальная разница между выступлением на сцене и съемкой в
фильме?
- Когда я смотрю свои роли, которые мне удалось оставить на целлулоиде, то
хочется все переделать, но увы -
ничего не поделаешь. А в театре я имею великую возможность
самосовершенствоваться. Я честно скажу, что
не очень люблю премьеры, на них я выхожу еще сырым и где-то после 15-го или
20-го спектакля начинаю
обретать уверенность в себе. Кино - это игра света и тени, в кино легче
обмануть зрителя, в театре - сложнее.
- Известно, что такое психофизическое состояние артиста, а у зала бывает
разное состояние? Оно
воздействует на сцену?
- Конечно. Бывает глупый зал, когда зрители реагируют на всякие пошлости, и
плохо, когда актеры начинают
идти на поводу у этого настроения. Бывает интеллигентный зал, бывает
чопорный, где публика не позволяет
себе распахнуть свое сердце. Зал - это живой организм. Бывает такой зал,
что мы ходим и говорим: господи,
какой спектакль, как мы гениально работаем! Иногда я чувствую, как
напрягаются мышцы у людей в зале и как
им становится стыдно за подростка, который уронил пивную бутылку и громко
переговаривается с соседом.
Актеры все это видят и не могут не реагировать. Однажды в "Школе жен" я
забыл текст (к сожалению, мы
редко играем этот спектакль), и зрители мне подсказали, причем я сразу не
расслышал и переспросил. Но все
сошло гладко, потому что роль построена на кон такте с публикой и
большинство зрителей подумали, что так и
надо.
- Валерий, расскажите, пожалуйста, о своем отношении к многочисленным
поклонникам и
поклонницам.
- У меня есть поклонники, точнее поклонницы, которых я знаю в лицо много
лет. Они не изменяют мне,
следят за моим творчеством и иногда говорят мне очень правильные вещи.
Иногда мне дарят музыкальные
новинки. Я рад, что есть поклонники, которые приносят мне новое знание.
Есть поклонники, которые пишут
мне прекрасные, талантливые стихи - видите, лежит книжечка-сам издат? Дарят
мягкие и шоколадные
игрушки, которые я приношу домой сыну (он у меня учится во втором классе).
Но иногда встречаются
поклонники с маниакальным напором, от которых я, увы, не могу спря таться
за темными стеклами 600-го
"мерседеса", я на него не заработал.
- Вы находите время воспитывать своего сына, общаться с ним?
- Я не из тех актеров, которые заняты нарасхват. Нет. Этим летом я побывал
благодаря фильму Грамматикова
на фестивалях. После этого сыграл маленький эпизодик в "Д.Д.Д." и снялся в
сериале "Директория смерти".
Все!!! Больше нигде не снимался, в своем театре ничего не репетирую. Но
озвучиваю мультфильмы, и эта
работа мне очень нравится, не ожидал, что это так интересно. Так что время
у меня есть, я отвожу сына в
школу, иногда и встречаю. Было бы хорошо, если бы я переживал из-за того,
что времени нет. Есть, к
сожалению, есть.
- Валерий, вы дома можете что-нибудь смастерить, починить, приготовить еду?
- Очень люблю готовить и думаю, что делаю это хорошо. Что касается починки
крана, то профессионал это
сделает лучше, чем актер, но тем не менее считаю себя надежным помощником
своей жены. Леплю из
пластика дружеские шаржи: вот на столе Мирошниченко Ирина, это Неля
Пшенная, Леонид Евтифьев... Много
фигурок раздарил. Когда приезжаю в Бердянск к тестю и теще, первым делом
беру в руки лопату... Наверно,
что-то крестьянское во мне сохранилось. Извините, бегу! Мой последний
выход. Будете уходить - просто
прихлопните дверь гримерки...
И, махнув рукой, Валерий Яременко - уже почти шут Фесте - исчезает...
|
|
|