Главная » FAQ | [ Добавить вопрос ] |
Изобразит. искусство. В ранний период искусство сохраняло антич.
традиции и мотивы, вытеснявшиеся ср.-век. системой художеств.
творчества. Последняя окончательно сложилась к 9-10 вв., отчасти в
результате победы учения иконопочитателей (полагавших, что священное
изображение должно являться отражением отвлечен, божественного
"архетипа") над иконоборцами (отрицавшими священные изображения).
Ведущую роль в изобразит. иск-ве Византии играла живопись, достигавшая
острой эмоциональной выразительности гл. обр. путем сочетаний плоских
цветовых силуэтов, ритмики линий. В Византии развилось иск-во настенной
росписи (мозаика, использующая смальту, в т. ч. золотую, и фреска, к-рую
обычно заканчивали темперой), в к-рой в 6 в. четко определилось
отвлеченное духовное начало (мозаики церкви св. Виталия в Равенне), а к
10 в. сложилась строгая система расположения сюжетов на стенах и сводах
храма, связанная с композицией крестово-купольной церкви. Выдающиеся
мозаики сохранились в соборе св. Софии в Константинополе (9-12 вв.),
церкви монастыря в Дафни около Афин (11 в.), церкви монастыря Хора
(Кахрие-Джами) в Константинополе (14 в.). Гл. видом станковой живописи
стала иконопись, обычно выполнявшаяся на досках темперой, а в ранний
период восковыми красками (наиболее ранние памятники - ок. 6 в.).
Книжная миниатюра представлена церковными и светскими произведениями:
сначала на свитках ("Свиток Иисуса Навина", копия 7 или 10 вв. с более
раннего оригинала), затем в кодексах ("Венская книга бытия", 6 в.,
"Хлудовская псалтырь", 9 в., "Парижская псалтырь", 10 в.). В скульптуре
со времени иконоборчества исчезает круглая статуя; продолжает
развиваться иск-во рельефа и мелкая пластика. Большую роль играло
декоративно-прикладное искусство (эмаль, ювелирное дело, резьба по
слоновой кости, ткани, стекло), долго хранившее традиции антич.
художеств. ремесла.
Архитектура. От поздней античности Византия восприняла традиции
градостроительства; сохранялась рим. планировка с прямоугольной сеткой
улиц. Однако уже в 5 в. в Константинополе определяется средневековая по
типу планировка с центр. площадью и собором, куда сходятся гл. улицы.
Для позднего периода характерна живописная планировка города,
подчиненная рельефу местности (Мистра, 13-15 вв.). Города и монастыри
были укрепленными. Архитектура жилища изучена слабо; известно, что дома в
Константинополе достигали неск. этажей и имели в нижнем этаже аркады;
домам в Мистре свойствен крепостной облик. Размерами и великолепием
выделялись дворцовые постройки Константинополя (части Большого дворца
императоров, 5 в.; т. н. Текфур-Серай, 14 в.). Сел. поселения известны,
за исключением сирийских, плохо; в архитектуре поместий, вероятно, долго
держались антич. традиции. Единый тип и стилевые особенности
архитектуры Византии сложились в результате сочетания традиций,
бытовавших в разных областях империи. Однако отличия местных школ
сохранились, выражаясь, в частности, в использовании разных материалов:
для зодчества столицы был характерен кирпич, для греч. школы - кирпич в
сочетании с камнем, для вост. обл. Византии - камень. Ведущим в Византии
было культовое зодчество, уже в ранних памятниках которого (базилики и
центрич. купольные здания 4-5 вв.) внимание уделялось гл. обр.
интерьеру, создававшему особый эмоциональный мир, резко отличный от
окружающей среды. В течение 4-6 вв. пропорции церк. здания теряют
свойственную античной архитектуре соразмерность с человеком;
унаследованная от античности ордерная система начинает играть
второстепенную, декоративную роль, а в развитой ср.-век. архитектуре
исчезает вовсе. Крупнейший памятник раннего визант. зодчества собор св.
Софии в Константинополе (532-537, арх. Анфимий из Тралл, Исидор из
Милета) - трехнефная базилика, покрытая грандиозным куполом, укрепленным
на парусах. С 6 в., наряду с купольной базиликой, разрабатывается тип
крестовокупольного здания, сложившийся в 9-10 вв. и ставший характерным
для ср.-век. зодчества Византии; его особенности: купол в центре здания
(близкого в плане к квадрату), укрепленный на четырех опорах с помощью
парусов; расходящиеся крестом от купола сводчатые проходы; купола по
углам, между рукавами креста. Этот тип обеспечивал более надежную
конструкцию здания, чем купольная базилика: распор гл. купола равномерно
передается во все четыре стороны, а угловые купола создают
противодействующее, погашающее давление на его четыре опоры (церкви
Феодора, 11 в., Пантократора, 12 в., в Константинополе). Для Греции
более характерен вариант, отличающийся тем, что купол крепится на торцах
стен с помощью тромпов (церковь монастыря в Дафни, 11 в., и др.).
Крестовокупольная конструкция получает выражение во внешнем облике
храма, к-рому в отличие от ранних зданий придается большее значение
(членение арками и колонками стен и барабанов куполов, узорная кладка и
т. п.). Крестовокупольный тип храма, оказавший огромное влияние на
зодчество соседних с Византией стран, просуществовал до гибели Византии,
претерпевая лишь отдельные изменения (напр., двухъярусные храмы,
базиликальные в первом и крестовокупольные во втором ярусе, в Мистре).
Музыка. В светской музыке, возвеличивавшей "дворцовый деспотизм",
были распространены хоровые возгласы - славословия (эвфемии) и
застольные величальные песни, часто в сопровождении органа и труб; в
культовой музыке - молитвенное чтение нараспев (речитирование),
псалмодия, позднее - тропари. Широкое распространение получила
гимнография, виднейшими представителями к-рой были Роман Сладкопевец (6
в.), Андрей Критский (7-8 вв.), Иоанн Дамаскин (8 в.), Косма
Иерусалимский (8 в.). Крупным центром гимнографии был Студийский
монастырь (Феодор Студит, 8-9 вв). Музыка Византии, игравшая до 9 в.
видную роль в Европе, позднее пришла в упадок.
Значение византийской культуры. В. к., являвшаяся частью ср.-век.
культуры, сохранила многие антич. традиции. Вместе с тем в ряде обл.
науки и техники были сделаны известные шаги вперед. Гуманитарные науки,
дифференциация к-рых была крайне нечеткой, несмотря на сковывавшее
влияние богословия и господство традиций, поднимали актуальные вопросы,
хотя и в завуалированной форме. Лит-ра способствовала выработке нового
эстетич. идеала: в противовес античному идеалу героизированного,
гармонически развитого человека выдвигался образ человека маленького,
слабого, греховного, но страстно жаждущего спасения. В визант.
изобразит. иск-ве особенно четко были сформулированы принципы ср.-век.
художеств. творчества. Будучи, по крайней мере до 12 в., наиболее
культурным гос-вом Европы, Византия влияла на соседние страны (особенно
на южнослав. гос-ва, Русь, Кавказ, а также на Италию и страны Центр.
Европы). Через Византию дошли до нас памятники античной цивилизации:
переписанные ср.-век. писцами рукописи греч. поэтов и сборники рим.
права; визант. писатели (Фотий, Иоанн Зонара и др.) сохранили множество
фрагментов из утерянных ныне сочинений. Визант. ремесл. техника,
архитектура, живопись, гражд. и канонич. право, естествознание и лит-ра
содействовали оформлению ср.-век. культуры соседних народов, многому
научившихся у Византии. Особую роль сыграла В. к. в подготовке
гуманистич. движения 14-15 вв.: переселившиеся из Греции в Италию и на
Русь люди приносили с собой "греч. мудрость", греч. ученые (Георгий
Гемист Плифон) и художники (Феофан Грек, Эль Греко) нашли свое место в
культуре Возрождения. Вместе с тем присущее В. к. преклонение перед
традицией нередко сковывало в находившихся под визант. влиянием странах
свободное развитие науки, иск-ва и лит-ры.
Источн.: Byzantinische Geisteswelt. Von Konstantin dem Grossen bis
zum Fall Konstantinopols, hrsg. v. H. Hunger, Baden-Baden, Halle, 1958.
Лит.: Успенский Ф. И.. Очерки по
истории византийской образованности, СПБ, 1891; Соколов И., О народных
школах в Византии с половины IX до половины XV в., "Церковные
ведомости", 1897, No 7, 8; Рудаков А. П., Очерки византийской культуры
по данным греческой агиографии, М., 1917; Каждан А. П., Литаврин Г. Г.,
Очерки истории Византии и южных славян, М., 1958, с. 125-141; Банк А. В.
Иск-во Византии в собрании Гос. Эрмитажа, Л.,1960; Липшиц Е. Э., Очерки
истории византийского общества и культуры. VIII - пер. половина IX в.,
М.-Л., 1961; Шангин М. A., О роли греч. астрологич. рукописей в истории
знаний, "ИАН СССР", Отд. гуманитарных наук, 1930, No 5; Лазарев В. Н.,
История визант. живописи, т. 1-2, М., 1947-48; Брунов Н. И., Очерки по
истории архитектуры, т. 2, М.-Л., 1935; Krumbacher K., Geschichte der
byzantinischen Literatur, 2 Aufl., Münch., 1897; Fuchs F., Die höheren
Schulen von Konstantinopel im Mittelalter, Lpz. - В., 1926; Hussey J.
M., Church and learning in the Byzantine Empire, L., 1937; Vogel K.,
Buchstabenrechnung und indische Ziffern in Byzanz (Akten des XI
Internationalen Byzantinisten-Kongresses, München, 1958), Münch., 1960;
Haussig H. W., Kulturgeschichte von Byzanz, Stuttg., 1959; Beck H. G.,
Kirche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich, Münch., 1959;
Seidler G. L., Soziale Ideen in Byzanz, В., i960; Tatakis B., La
philosophie byzantine, P., 1949 (Histoire de la philosophie, (ed.) par
E. Bréhier, Suppl. fasc. 2); Schreiber G., Bysantinisches und
abendländisches Hospital, BZ, 1943-49, No 42; Grabar A., La peinture
byzantine, Genève, 1953.
А. П. Каждан, З. В. Удальцова, Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия .
Под ред. Е. М. Жукова.
1973—1982. |