Приветствую Вас, Гость
Главная » FAQ [ Добавить вопрос ]


Изобразит. искусство. В ранний период искусство сохраняло антич. традиции и мотивы, вытеснявшиеся ср.-век. системой художеств. творчества. Последняя окончательно сложилась к 9-10 вв., отчасти в результате победы учения иконопочитателей (полагавших, что священное изображение должно являться отражением отвлечен, божественного "архетипа") над иконоборцами (отрицавшими священные изображения). Ведущую роль в изобразит. иск-ве Византии играла живопись, достигавшая острой эмоциональной выразительности гл. обр. путем сочетаний плоских цветовых силуэтов, ритмики линий. В Византии развилось иск-во настенной росписи (мозаика, использующая смальту, в т. ч. золотую, и фреска, к-рую обычно заканчивали темперой), в к-рой в 6 в. четко определилось отвлеченное духовное начало (мозаики церкви св. Виталия в Равенне), а к 10 в. сложилась строгая система расположения сюжетов на стенах и сводах храма, связанная с композицией крестово-купольной церкви. Выдающиеся мозаики сохранились в соборе св. Софии в Константинополе (9-12 вв.), церкви монастыря в Дафни около Афин (11 в.), церкви монастыря Хора (Кахрие-Джами) в Константинополе (14 в.). Гл. видом станковой живописи стала иконопись, обычно выполнявшаяся на досках темперой, а в ранний период восковыми красками (наиболее ранние памятники - ок. 6 в.). Книжная миниатюра представлена церковными и светскими произведениями: сначала на свитках ("Свиток Иисуса Навина", копия 7 или 10 вв. с более раннего оригинала), затем в кодексах ("Венская книга бытия", 6 в., "Хлудовская псалтырь", 9 в., "Парижская псалтырь", 10 в.). В скульптуре со времени иконоборчества исчезает круглая статуя; продолжает развиваться иск-во рельефа и мелкая пластика. Большую роль играло декоративно-прикладное искусство (эмаль, ювелирное дело, резьба по слоновой кости, ткани, стекло), долго хранившее традиции антич. художеств. ремесла.
Архитектура. От поздней античности Византия восприняла традиции градостроительства; сохранялась рим. планировка с прямоугольной сеткой улиц. Однако уже в 5 в. в Константинополе определяется средневековая по типу планировка с центр. площадью и собором, куда сходятся гл. улицы. Для позднего периода характерна живописная планировка города, подчиненная рельефу местности (Мистра, 13-15 вв.). Города и монастыри были укрепленными. Архитектура жилища изучена слабо; известно, что дома в Константинополе достигали неск. этажей и имели в нижнем этаже аркады; домам в Мистре свойствен крепостной облик. Размерами и великолепием выделялись дворцовые постройки Константинополя (части Большого дворца императоров, 5 в.; т. н. Текфур-Серай, 14 в.). Сел. поселения известны, за исключением сирийских, плохо; в архитектуре поместий, вероятно, долго держались антич. традиции. Единый тип и стилевые особенности архитектуры Византии сложились в результате сочетания традиций, бытовавших в разных областях империи. Однако отличия местных школ сохранились, выражаясь, в частности, в использовании разных материалов: для зодчества столицы был характерен кирпич, для греч. школы - кирпич в сочетании с камнем, для вост. обл. Византии - камень. Ведущим в Византии было культовое зодчество, уже в ранних памятниках которого (базилики и центрич. купольные здания 4-5 вв.) внимание уделялось гл. обр. интерьеру, создававшему особый эмоциональный мир, резко отличный от окружающей среды. В течение 4-6 вв. пропорции церк. здания теряют свойственную античной архитектуре соразмерность с человеком; унаследованная от античности ордерная система начинает играть второстепенную, декоративную роль, а в развитой ср.-век. архитектуре исчезает вовсе. Крупнейший памятник раннего визант. зодчества собор св. Софии в Константинополе (532-537, арх. Анфимий из Тралл, Исидор из Милета) - трехнефная базилика, покрытая грандиозным куполом, укрепленным на парусах. С 6 в., наряду с купольной базиликой, разрабатывается тип крестовокупольного здания, сложившийся в 9-10 вв. и ставший характерным для ср.-век. зодчества Византии; его особенности: купол в центре здания (близкого в плане к квадрату), укрепленный на четырех опорах с помощью парусов; расходящиеся крестом от купола сводчатые проходы; купола по углам, между рукавами креста. Этот тип обеспечивал более надежную конструкцию здания, чем купольная базилика: распор гл. купола равномерно передается во все четыре стороны, а угловые купола создают противодействующее, погашающее давление на его четыре опоры (церкви Феодора, 11 в., Пантократора, 12 в., в Константинополе). Для Греции более характерен вариант, отличающийся тем, что купол крепится на торцах стен с помощью тромпов (церковь монастыря в Дафни, 11 в., и др.). Крестовокупольная конструкция получает выражение во внешнем облике храма, к-рому в отличие от ранних зданий придается большее значение (членение арками и колонками стен и барабанов куполов, узорная кладка и т. п.). Крестовокупольный тип храма, оказавший огромное влияние на зодчество соседних с Византией стран, просуществовал до гибели Византии, претерпевая лишь отдельные изменения (напр., двухъярусные храмы, базиликальные в первом и крестовокупольные во втором ярусе, в Мистре).
Музыка. В светской музыке, возвеличивавшей "дворцовый деспотизм", были распространены хоровые возгласы - славословия (эвфемии) и застольные величальные песни, часто в сопровождении органа и труб; в культовой музыке - молитвенное чтение нараспев (речитирование), псалмодия, позднее - тропари. Широкое распространение получила гимнография, виднейшими представителями к-рой были Роман Сладкопевец (6 в.), Андрей Критский (7-8 вв.), Иоанн Дамаскин (8 в.), Косма Иерусалимский (8 в.). Крупным центром гимнографии был Студийский монастырь (Феодор Студит, 8-9 вв). Музыка Византии, игравшая до 9 в. видную роль в Европе, позднее пришла в упадок.
Значение византийской культуры. В. к., являвшаяся частью ср.-век. культуры, сохранила многие антич. традиции. Вместе с тем в ряде обл. науки и техники были сделаны известные шаги вперед. Гуманитарные науки, дифференциация к-рых была крайне нечеткой, несмотря на сковывавшее влияние богословия и господство традиций, поднимали актуальные вопросы, хотя и в завуалированной форме. Лит-ра способствовала выработке нового эстетич. идеала: в противовес античному идеалу героизированного, гармонически развитого человека выдвигался образ человека маленького, слабого, греховного, но страстно жаждущего спасения. В визант. изобразит. иск-ве особенно четко были сформулированы принципы ср.-век. художеств. творчества. Будучи, по крайней мере до 12 в., наиболее культурным гос-вом Европы, Византия влияла на соседние страны (особенно на южнослав. гос-ва, Русь, Кавказ, а также на Италию и страны Центр. Европы). Через Византию дошли до нас памятники античной цивилизации: переписанные ср.-век. писцами рукописи греч. поэтов и сборники рим. права; визант. писатели (Фотий, Иоанн Зонара и др.) сохранили множество фрагментов из утерянных ныне сочинений. Визант. ремесл. техника, архитектура, живопись, гражд. и канонич. право, естествознание и лит-ра содействовали оформлению ср.-век. культуры соседних народов, многому научившихся у Византии. Особую роль сыграла В. к. в подготовке гуманистич. движения 14-15 вв.: переселившиеся из Греции в Италию и на Русь люди приносили с собой "греч. мудрость", греч. ученые (Георгий Гемист Плифон) и художники (Феофан Грек, Эль Греко) нашли свое место в культуре Возрождения. Вместе с тем присущее В. к. преклонение перед традицией нередко сковывало в находившихся под визант. влиянием странах свободное развитие науки, иск-ва и лит-ры.
Источн.: Byzantinische Geisteswelt. Von Konstantin dem Grossen bis zum Fall Konstantinopols, hrsg. v. H. Hunger, Baden-Baden, Halle, 1958.
Лит.: Успенский Ф. И.. Очерки по истории византийской образованности, СПБ, 1891; Соколов И., О народных школах в Византии с половины IX до половины XV в., "Церковные ведомости", 1897, No 7, 8; Рудаков А. П., Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии, М., 1917; Каждан А. П., Литаврин Г. Г., Очерки истории Византии и южных славян, М., 1958, с. 125-141; Банк А. В. Иск-во Византии в собрании Гос. Эрмитажа, Л.,1960; Липшиц Е. Э., Очерки истории византийского общества и культуры. VIII - пер. половина IX в., М.-Л., 1961; Шангин М. A., О роли греч. астрологич. рукописей в истории знаний, "ИАН СССР", Отд. гуманитарных наук, 1930, No 5; Лазарев В. Н., История визант. живописи, т. 1-2, М., 1947-48; Брунов Н. И., Очерки по истории архитектуры, т. 2, М.-Л., 1935; Krumbacher K., Geschichte der byzantinischen Literatur, 2 Aufl., Münch., 1897; Fuchs F., Die höheren Schulen von Konstantinopel im Mittelalter, Lpz. - В., 1926; Hussey J. M., Church and learning in the Byzantine Empire, L., 1937; Vogel K., Buchstabenrechnung und indische Ziffern in Byzanz (Akten des XI Internationalen Byzantinisten-Kongresses, München, 1958), Münch., 1960; Haussig H. W., Kulturgeschichte von Byzanz, Stuttg., 1959; Beck H. G., Kirche und theologische Literatur im Byzantinischen Reich, Münch., 1959; Seidler G. L., Soziale Ideen in Byzanz, В., i960; Tatakis B., La philosophie byzantine, P., 1949 (Histoire de la philosophie, (ed.) par E. Bréhier, Suppl. fasc. 2); Schreiber G., Bysantinisches und abendländisches Hospital, BZ, 1943-49, No 42; Grabar A., La peinture byzantine, Genève, 1953.
А. П. Каждан, З. В. Удальцова,
Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . . 1973—1982.