Приветствую Вас, Гость


М.А. Рыбаков ”Киевский цирк: люди, события, судьбы”, ruscircus.ru
 

Гринье

Гринье, семья цирковых артистов. Родоначальница - Елена Николаевна (20.1.1891-7.3.1933). Из семьи известных балалаечников Гурских. Играла на различных музыкальных инструментах, обладала хорошим голосом, исполняла ведущие роли в пантомимах и скетчах, танцевала; работала как балетмейстер. С 1920 выступала с мужем — Михаилом Ивановичем Пятецким (псевд. Мишель) (3.10.1886-15.11.1958). Был учеником, затем партнёром И. Радунского; позже — Рыжий клоун в дуэте с П. Федосеевским и др. партнёрами. В 1919—24 худ. рук. Петрогр. цирка, где осуществил ряд постановок-пантомим на революционные темы, в к-рых играл комичческие роли. Обширный репертуар Г. и Пятецкого состоял из муз. пьес, куплетов, сатирических диалогов, комических танцев.


Продолжая рассказ об исполнителях, чье творчество связано с Киевом, необходимо рассказать и о цирковой династии Гринье. Еще в дореволюционный период была создана "лапотно-балалаечная” капелла Гурских, основателем которой был Н. Н. Гурский. Выступая в цирках и на эстраде, капелла, кроме своего "фирменного” балалаечно-песенного и плясового репертуара исполняла пародии на модные тогда итальянские танцевальные песенки, немецкие польки, а также разговорно-репринтные сценки на злободневные темы, которые объединяли выступления Гурских в единую программу.
 

Н. И. Гурский
В этих сценках молодой сын создателя капеллы Владимир Гурский, взявший сценический псевдоним Гринье с живым юмором и комически-серьезно изображал неумелого, но чрезвычайно любознательного увальня, у которого поначалу все, за что бы он ни брался, валилось из рук. Однако вскоре, к удивлению и одобрению публики, этот деревенский недотепа начинал извлекать музыку из бутылок, пилы, дров, да так ловко, что на глазах зрителей превращался в настоящего музыканта - виртуоза.
Талантливая музыкантша и актриса Елена Николаевна, супруга Владимира Гринье оказалась достойной партнершей своего одаренного мужа и вскоре, уйдя из состава капеллы, молодые супруги Гринье создают очень интересный разговорно-музыкальный дуэт. О выступлениях Владимира и Елены Гринье рассказал в своих воспоминаниях артист Н. Синев, работавший в киевской эстраде в 30-х годах прошлого века. По другой версии автором псевдонима "Гринье” явилась Елена Николаевна (см. "Цирковое искусство России. Энциклопедия” М., 2000 г.). Супруги Гринье с успехом выступали в дореволюционный период в лучших цирках, кафешантанах, варьете и других увеселительных заведениях. Позднее Елена Николаевна, разведясь с Владимиром Гурским, вторично вышла замуж за ученика знаменитого клоуна И. Радунского - коверного клоуна Мишеля (Пятецкого). Так возник эксцентрический номер "Гринье и Мишель”, сразу ставший популярным.
Владимир Николаевич Гурский продолжал выступать со своим номером "Музыкальная эксцентрика” - играл на пилах, метлах, бутылках и т. д. и вести комические диалоги уже с новой партнершей.

В 20-30 гг. дуэт Гринье и Мишель выступал в Киевском цирке - артисты играли на различных музыкальных инструментах, танцевали, пели. Елена Николаевна одновременно выступала и со своей сестрой Марией - женой музыкального клоуна Константина Танти.
Актерские способности и профессию унаследовала дочь Михаила и Елены Гринье - Тамара Михайловна. Дома маленькая Тамара получила первые уроки музыки, которые преподал ей отец (семилетняя девчушка уверенно исполняла сложную "Венгерскую рапсодию” Ф. Листа), участвовала и в пантомимах, поставленных в цирке отцом. Затем вошла в номер родителей - аккомпанировала на пианино во время исполнения ими куплетов. Позднее окончила Консерваторию, балетную школу, стала пианисткой и композитором, сохранив, однако, связи с цирковым искусством.
Так, в 1935 году Тамара Михайловна написала музыку для акробатического номера Писарницких "Веселые моряки”, под которую артисты выступали в течение 20 лет. Талантливая исполнительница и композитор помогла оформить музыкальное сопровождение номеров мастеров конной дрессуры Котовой и Ермолаева, а также дрессировщиков медведей Безано и многих других. Муж Тамары Михайловны В. С. Саргун - цирковой артист, работавший с номерами "музыкальная эксцентрика” и "жонглер-эквилибрист”.
 

Тамара Михайловна Гринье
Дочь Тамары Михайловны Елена (Леля) Гринье и внучка (дочь Елены Гринье) Тамара Борисовна Гринье (4-е и 5-е поколение цирковой династии) сохранили преемственность поколений, связав свою жизнь и творчество с цирковым искусством.

Вместе с мужем Елены Б. Дзгоевым они создали в Киевском цирке номера в жанре музыкальной эксцентрики - "Музыкальный киоск”, "Урок музыки” и "Музыкальный сувенир” (последний был включен в программу Украинского коллектива). Номер представляет собой сценку встречи русской девушки и парубка-гуцула. Каждый стремится произвести впечатление на партнера, чем-нибудь удивить и поразить. В их руках самые разнообразные предметы превращаются в музыкальные инструменты: и деревянные ложки, и стена ларька, и выстроенные в ряд сувенирные матрешки. и колокольчики, и игрушки-петушки. В номере звучат русские и украинские народные мелодии, которые поочередно исполняет каждый из партнеров, соперничая с другим. мелодии исполняются на бубне, гармошке, скрипке с одной струной, рожке. Артисты пританцовывают, подшучивают друг над другом, соперничают друг с другом, однако музыка объединяет, сближает молодых людей - номер приобретает своеобразную лирическую окраску.
Музыку к этому эффектному, запоминающемуся номеру подготовила Тамара Гринье, постановку осуществил режиссер Борис Заяц, хореографическую часть создал Александр Зайцев, оформлением и созданием реквизита занимались художник Л. Бриксман и главный инженер Киевского цирка М. Бриккерман.
В пятидесятые годы в киевском цирке был создан интересный акробатический номер-трио с участием Владимира Фоменко, Марии Галанкиной и Сергея Белова. Об этом номере мы уже упоминали выше. Трио акробатов-вольтижеров исполняли ряд трюков по-особенному легко и изящно. Два акробата подбрасывали партнершу, как принято говорить в цирке, "с замка из четырех рук” - взлетая, партнерша исполняла в воздухе заднее сальто, пируэт-сальто, двойное сальто и приходила в руки партнеров; при исполнения ряда прыжков Мария Галанкина опускалась в "замок из четырех рук” на одну ногу, застывая в грациозном "арабеске”.