Приветствую Вас, Гость
Биография

«Мы все очень многим обязаны ему» -  Картье-Брессон об Андре Кертеше.

Андре Кертеш [Андор Кертес] родился в Будабеште 2 июня 1894 года. Он считается венгерским, французским и американским  фотографом, который стал известным за выдающийся вклад в фотографической композиции, а так же  в создании и развитии фоторепортажа.

Кертеш известен как основоположник сюрреализма в фотографии. Его нетрадиционные ракурсы, для того времени, и не желание пересматривать позицию в стилистике своих работ очень помешали ему в начале карьеры добиться широкого признания. Но он был признан при жизни  и до сих пор считается одним из выдающихся фотографов, стоящих у истоков фотожурналистики, если не фотографии в целом.

Андре Кертеш родился в еврейской семье, среднего класса. Отец и мать – книготорговцы, растили трех сыновей, средним из которых был Андор. В 1908 году отец умирает от туберкулеза, и  семья оказывается в бедственном положении. В это сложное время заботу о вдове  и мальчиках берет на себя дядя по материнской линии. Он приютил всю семью и, на протяжении долгого времени, помогал племянникам в получении образования.

Живя в имении  своих родственников, располагавшимся на острове Чепель, Кертеш  в мансарде находит старые иллюстрированные журналы и открытки. Красота находки настолько его поразила, что именно тогда он решил связать свою жизнь с искусством.

В 1912 году, после окончания училища, он поступает на службу биржевым клерком. На свою первую зарплату Андре, купив фотоаппарат ICA, все свое свободное время уделяет новому хобби. В этом же году он делает первую подпись к своей фотографии и именно с нее определяется судьба будущего великого фотографа. Подробные аннотации к фотографиям – отличительная черта Кертеша. Он указывал, где и при каких условиях был сделан тот или иной снимок. Это помогло глубже понять и оценить творчество фотографа.

Когда началась Первая мировая война, фотограф в возрасте двадцати лет уходит на фронт солдатом австро-венгерской армии, не забыв взять с собой камеру. Снимки сделанные в то время он называл «фотографическими дневниками войны». В 1915 году из-за ранения Кертеш попадает в госпиталь. Там, для скорейшего выздоровления, ему предписывают в течение нескольких месяцев заниматься плаванием. Именно около бассейна была сделана фотография ныряющего в воду человека, его первая «дисторсия» (от лат. – искривление), датируемая   1917 годом.

Венгерский период был непростым для фотографа. Безуспешные поиски работы по специальности, которая была неприятна Андре, но так важна для семьи. Но с другой стороны, в этот период он начал участвовать в фото конкурсах, знакомится с представителями венгерских художественных кругов, что и  положило начало в формировании его эстетического вкуса.

«Упрощайте, упрощайте, упрощайте» - такое лаконичное наставление сформулировал Андре Кертеш  для начинающих фотографов.

Из его ранних произведений составлена книга «Венгерские воспоминания», которая имела особое значение для Кертеша.

В 1922 получив грант от Венгерской Ассоциации Фотографов, Андре отправляется в Париж, а в 1925 окончательно там остается. Въезжая в новый период своей жизни он взял с собой лишь камеру и пастушью флейту, подаренную ему отцом еще в детстве. Именно эти два предмета никогда не покидали своего хозяина до самых последних дней его жизни. В Париже к Кертешу приходит слава и новое имя. Венгерский Андор Кертес становится французским Андре Кертешом. Первые заработки были не велики, всего 25 франков за снимок, но вскоре, став достаточно известным, чтобы его заметили редакторы новых иллюстрированных журналов, он начинает сотрудничать с такими серьезными изданиями, как The Times, Frankfurter Illustrierte, Berliner Illustrierte, Nationale de Fiorenza, Sourire, UHU, Art et Medicine. Через пол года у него появляется новая фотокамера Лейка.        

В 1927 г. в галерее Sacred u Printemps прошла первая персональная выставка Андре Кертеша, которая была так же одной из первых персональных выставок в мире. Перед объективом его фотокамеры были такие известные люди, как Легер, Мондриан, Шагал, Колет, Эйзенштейн. Он оказал серьезное влияние на Брассая и Анри Картье-Брессона. В 1933 Кертеш женится на Элизабет Сали.

В 1934 году Андре признают как всемирно известного фотографа, после публикации фотосерий «Франкфурт» и «Берлин», сделанных по заказу, и выхода первого фотоальбома «Дети».

Его стиль, ставший характерным для того времени, в последствии, переняли многие репортеры. Им была разработана собственная техника предварительного построения композиции. Она заключалось в том, чтобы заранее выбрать место в кадре, где должен был появится нужный объект, и в тот момент, когда он там оказывался, фотограф нажимал на спуск .

«Я не подстраиваюсь и не просчитываю, я наблюдаю какую-то сцену и знаю, что в ней и есть совершенство, даже если мне следует отойти, чтобы получить нужный свет. В моей работе доминирует мгновение. Я снимаю так, как ощущаю. Каждый может смотреть, но не каждый умеет видеть». Андре Кертеш.

В 1936 по приглашению Keystone Studios Андре уезжает  в США. Он собирался остаться там только на время контракта, но из-за начавшейся Второй мировой войны поселился навсегда.  Кертеш до конца своих дней очень жалел, что ему пришлось покинуть его любимый город - Париж, в котором он раскрылся как фотограф.

С переезда в Нью-Йорк начинается американский период его карьеры. С 1937 по 1949 годы Андре снимал для журналов Look, Harper’s Bazaar, Vogue. В 1944 году стал гражданином США. Его работы не имели большого успеха, и фотографу приходилось приспосабливаться к новым требованиям, которые диктовали американские редакторы. Но он так и не смог создавать по шаблону и остался верен своему стилю.

Из-за разгоревшейся войны работы венгерского и французского периода могли навсегда пропасть, если бы не поверенная Кертеша, журналистка Жаклин Пауйяк, которая так же была его агентом в Европе. Все, что было снято перед отъездом в Америку, он оставил ей на сохранение. Война оборвала связь между ними и только после того как в 1963 году во Франции демонстрировалась экспозиция фотографа, Пауйяк смогла с ним связаться и отдать в целости и сохранности все архивы. Сохранить их ей стоило большого труда и почти жизни. Во время оккупации, Жаклин, опасаясь досмотров и попадания в руки немецких захватчиков работ  Кертеша, упаковала их в чемодан и закопала в вырытом между домами укрытии. Причина таких действий была проста, среди его работ были известные «дисторсии», которые могли быть расценены как «дегенеративное искусство». Но к счастью, весь архив пережил это страшное время и был возвращен его законному хозяину.

С 1963 года и до своей смерти Андре занимался разбором и публикацией своих прежних работ, и при этом продолжал снимать. Его работы  были отмечены множеством наград. Венгерская Народная Республика в 1984 году удостоила его высокой правительственной награды Ордена Флага, он стал первым и единственным фотографом, которого представили к такой высокой награде. Американское общество «Друзья фотографии» присудило ему премию «Выдающаяся карьера», Международный центр фотографии присвоил титул «Мастер фотографии», Школа дизайна при Новой школе социальных исследований избрала Почетным доктором изобразительных искусств. Книги с его фотографиями издаются во многих странах мира.

Андре Кертеш ушел из жизни 28 сентября 1985, в возрасте 91 года. Правительство Венгерской Народной Республики решило создать мемориальный музей этого выдающегося фотографа в местечке Жигетбекс на острове Чепель, где в мансарде старого имения Андре, будучи маленьким мальчиком, впервые решил создавать удивительные образы с помощью камеры.





Автор Кира Банникова