19.03.2010
В сутолоке ярмарочных увеселений 17-18 столетий среди канатоходцев, прыгунов, жонглеров, паклеглотателей и марионеток, среди атлетов, борцов, музеев восковых фигур и кабинетов китайских теней, между обезьянами, танцевавшими на канате, и попугаями, игравшими в карты, затерялись ученые и дрессированные лошади с их поводырями - дрессировщиками и конными акробатами. Но именно им суждено было сыграть немаловажную роль в развитии цирка-амфитеатра.
Обратимся к ярмарочным площадям на
парижских ярмарках Сен-Лоран и Сен-Жермен. Первое конное зрелище
относится к 1749 году, когда на этих ярмарках показывали
"скакуна-эквилибриста", танцевавшего под звуки скрипки.
Если в 16-17 столетиях конные зрелища представляли большую редкость, то
со второй половины 18 века, в период развития конноведения, один за
другим появляются конные искусники, "кунстберейтора". Это движение
возглавили Прайс и Джонсон, с начала 60 годов начавшие устраивать конные
представления в Лондоне, Яков Бейтс выступает в 1775 году в Петербурге,
а затем в Париже, Филипп Астлей в 1772 году открывает
конно-акробатические представления в Лондоне, в дальнейшем выезжая на
гастроли в Париж.
Филипп Астлей по профессии токарь, был призван в армию во время
семилетней войны и сражался в кавалерийском полку, а выйдя из полка
основал в 1772 году в Лондоне "Школу верховой езды", имеющей полное
основание считаться первым стационарным цирком Европы.
Первоначально Астлей давал уроки выездки, а год спустя стал устраивать в
своей "Школе" конные представления. В 1782 году "Школа" была
преобразована в крытый стационарный цирк, названный "Астлеевским
амфитеатром". В том же году Астлей построил филиал своего лондонского
манежа в Париже. Выстроенный в предместье Тампль и открытый 7 июля 1782
года парижский манеж Астлея официально именовался "Английский амфитеатр
предместья Тампль" или "Английский амфитеатр".
В первичные программы амфитеатра были включены канатоходцы и канатные
плясуны, различные (на потребу демократического зрителя) "физические
уродства" вроде карликов, великанов, силачи и атлеты, мелкие
дрессированные животные - обезьяны. собаки и свиньи. Наездничество же
представляло собой военно-спортивный характер, включающее многоликие
формы батальной конной акробатики.
Конная акробатика стала стремиться к образными формам пластики, мимики и
танца. В качестве показателя вершин "Английского амфитеатра" приведем
афишу одного из спектаклей 1786 года, представлявшую собой уже
сформировавшуюся цирковую программу - первое отделение - выезд
всадников, танцевавших менуэт на двенадцати лошадях, затем наездница,
прыгавшая через ленты, сам Астлей выводил дрессированную лошадь и первое
отделение заканчивалось танцем обезьяны на канате. В перерыве Саундерс,
"канатный плясун королевского лондонского театра" наездник,
дрессировщик и комик показывал дрессированных собак. Во втором отделении
шли конно-мимические и конно-трансформационные номера "Превращение
пейзана" с переодеваниями. В заключении шла пантомима "Английские
портомои, или триумф Арлекина". Астлей уже вплотную приблизился к
монтажу трюков, подошел к понятию - цирковой номер. Другим замечательным
нововведением Астлея было включение пантомим, заимствованные из
репертуара итальянских ярмарочных актеров. а затем и конные
героико-батальные. Наиболее характерные - "Смерть капитана Кука" и
"Сражение и смерть генерала Мальборуга".
"Английский амфитеатр предместья Тампль" просуществовал более десяти
лет, когда революционные события 1793 года заставили Астлея. английского
подданного, покинуть Париж и на арене покинутого амфитеатра появился
Антонио Франкони.