Приветствую Вас, Гость
Источник - Международное радио Китая
26.03.2010

Древнее и прекрасное искусство китайского цирка

Говорит МРК. В эфире рубрика "Китай и китайцы" и я, ее ведущий, Игорь. Закончился шумный и радостный праздник Весны, сопровождавшийся храмовыми ярмарками, народными яркими гуляниями, концертами и представлениями, где в полной мере было продемонстрировано разнообразное искусство китайского народа, представлена его многонациональная культура...


В один из таких дней встречи Нового года по лунному календарю я побывал в театре, где проходило выступление гуанчжоуской цирковой труппы, показавшей удивительное шоу по знаменитому китайскому классическому произведению "Путешествие на Запад". Оно произвело на меня огромное и неизгладимое впечатление, но об этом немного позже. А сейчас хочу познакомить вас с тем, когда зародилось китайское цирковое искусство и как оно развивалось. Со мной на представлении был мой знакомый, китайский журналист Мэн Линхуа, большой любитель этого искусства. Вот что он сказал: 

«Китайский цирк существует несколько тысяч лет. Цирк –это подлинно народное искусство. Простые люди много работали, уставали. Им хотелось в редкие минуты отдыха отвлечься от забот, расслабиться. Было всегда много желающих посмотреть цирковые представления». Много веков назад, сказал далее Мэн, бродячие цирковые артисты путешествовали по стране и показывали свое удивительное искусство. На храмовых ярмарках, праздниках артисты, основываясь на старинных китайских сказках и легендах, одетые в яркие костюмы, изображали различных животных, драконов, фениксов. Они исполняли танцы, где было много акробатических номеров, совершали удивительные трюки на ходулях: делали на них сальто, составляли немыслимые пирамиды. Всегда были любимы публикой циркачи, ходившие по натянутой проволоке на большой высоте без страховки. Иногда такие представления устраивались над глубоким ущельем, где канат перекидывался с одного края на другой. И циркач не только шел по нему, но еще и умудрялся при этом проделывать различные номера, от которых у публики захватывало дух. 

Почти каждый номер в китайском цирке имеет символическое значение. Так, например, знаменитые китайские тарелочки, вращающиеся на длинных палочках, блюдца, - это солнце, а артист как бы посредник между небесным светилом и людьми." 

Что, прежде всего, поражает в номерах и артистах китайского цирка? 
Первое – это экзотичность и зрелищность, верность фольклорным традициям, берущим начало в глубокой древности. 

Такие жанры, как жонглирование тарелочками, "трезубцами", вазами, "метеорами", эквилибристика на стульях и скамейках, фигурная езда на велосипедах, акробатические прыжки в кольца, иллюзионные фокусы, манипуляция и многое другое бережно сохраняются в репертуаре китайских артистов. 
Второй характерной чертой китайского цирка следует признать высочайшую технику и сложность исполняемых трюков и комбинаций. 

И, наконец, третья особенность – потрясающая лёгкость и непринуждённость исполнения трюков и комбинаций, а также специфическое построение композиции номеров. 
Сказанное, однако, не означает, что мастерство китайских артистов есть нечто неподвижное, классически застывшее, "музейное" и каноническое искусство, лишённое динамики развития и чуждое современным вызовам времени.

Несмотря на то, что история китайского цирка насчитывает несколько тысячелетий, первый государственный цирк в Китае появился только в 1950 году. А сейчас все китайские провинции и города центрального подчинения имеют свои цирки, каждый из которых содержит свой интернат. В них дети буквально с 3-4-летнего возраста осваивают азы акробатики, постигают искусство ушу и кун-фу, воздушной гимнастики. Уже в двенадцать лет они становятся настоящими артистами и выбирают для себя цирковую специализацию на арене. Вот что далее рассказал мне Мэн Линхуа: 

"Самым известным коллективом в нашей стране является Государственный китайский цирк в Пекине. Есть и некоторые известные местные цирки, например, хэбэйский цирк Уцяо. Там в провинции очень много талантливых артистов". 

В китайском цирке традиционно было не принято в прошлом показывать номера с животными. Это связано с восточной религиозной и моральной этикой. Исключение - львы и драконы, которых играют люди. Также в китайском цирке нет и клоунов. Но зато велико мастерство, признаваемое во всем мире, фокусников, акробатов, жонглеров, воздушных гимнастов. Есть номера, которые признаны исключительными во всем мире. Так, номер "Летающая иллюзия", выполненный в стиле традиционного китайского волшебства, где работают девять человек, был показан в тридцати странах мира и везде пользовался необыкновенным успехом. Я спросил мнение японки Кэйко, которой тоже очень нравится китайский цирк. 

"Меня зовут Кэйко. Я приехала из Японии. Китайский цирк мне удалось посмотреть в провинции Гуанси. Мне очень понравилось. А уровень выступления был очень высокий. У нас тоже есть японский цирк, но выступлений не так много. Я думаю, что наш цирк отличается от китайского тем, что у нас чаше можно увидеть выступления животных с дрессировщиками". 

Безусловно, китайское цирковое искусство и сегодня занимает лидирующее положение в мире. Вот и побывав на цирковом шоу "Путешествие на Запад", я еще раз в этом убедился сам. Сюжет, по которому сделано это представление, необыкновенно популярен и известен не только в Китае, но и на Западе. Удивительно красивая сказка и артистам из Гуанчжоу удалось представить ее достойно, в духе оригинала. 

Зрелище сочетает в себе не только высокое мастерство, прекрасно поставленные акробатические номера, номера воздушных гимнастов, гимнастов на батуте, гимнастов на проволоке, фокусы, но и великолепное в целом действо-сказку, изумительные костюмы и музыку. Музыка подобрана как традиционная национальная, так и современная. Артисты – герои сказки: буддийский монах Сюань-цзан, царь обезьян, Чжу Баоцзе в образе свиньи и монах песков Ша-сэн попадают в царство обезьян, царство китайских женщин – волшебниц, в подземное царство, в сети к пауку, везде выходят победителями, благодаря своей дружбе и взаимопомощи. Даже не зная китайского языка, вы прекрасно понимаете сюжет и восхищаетесь мастерством артистов, исполняющих цирковые номера, искусно вплетенные в сценарий красочной постановки. Гармония искусства исполнения, великолепные декорации, танцы, музыка, сам сюжет не оставляют равнодушными ни детей, ни взрослых, ни китайцев, ни иностранцев. 

Зал театра на каждом представлении был полон, и цирковой спектакль вызывал бурные аплодисменты зрителей. 
На меня особенное впечатление произвел номер, когда герои сказки попали в царство обезьян. Артисты, исполнявшие их роли – человек 6-8, находились на канатах, которые изображали лианы в разных концах сцены. Люди-обезьяны перепрыгивали спиной назад с одной лианы на другую на высоте трех-четырех метров. И, совершив несколько оборотов в воздухе, четко попадали на тонкий канат, обхватив в прыжке его обеими ногами. После чего спускались по нему вниз головой. 

Каждый номер этого спектакля уникален. В нем тоже принимают участие дети, которые работают как воздушные гимнасты, изображая маленьких паучков, плетущих сеть, а также маленьких обезьянок. 
После просмотра программы "Путешествие на Запад" остается ощущение прикосновения к великой древней культуре. Китайский цирк открывается все новыми и новыми гранями своего поистине волшебного искусства и, сохраняя свои традиции, не боится новых экспериментов.